СЕМЬ ЦЕРКОВНЫХ ТАИНСТВ
«Семь церковных таинств»
То, что число таинств в Церкви равно семи, знает каждый ученик воскресной школы, хотя, конечно же, это разделение условно, так как Церковь сама есть тайна, поскольку в ней всё таинственно. Тем не менее, поскольку такая классификация таинств существует, приведём их разъяснение в соответствии с этой классификацией.
1. Быть нехристем негоже
Крещение. Это таинство установил Сам Христос, сказав Своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». В этой фразе заключено одно из основных требований к правилу крещения: крестят в православную веру, окуная в воду трижды — во имя Троицы. Но ещё в первые века христианства появилась ересь (евномианская), последователи которой погружали крещаемого в воду один раз — в знак смерти и воскресения Христа. По этому поводу апостолы даже установили правило (пятидесятое), согласно которому тот, кто погружает крещаемого один раз, а не три, будет извержен из Церкви. Поэтому и сейчас, когда христианин неправославного вероисповедания желает принять православие, то производится тщательное исследование правил, по которым его крестили прежде. Если погружали один раз — то такое крещение считается недействительным, если же крестили по троичной формуле, то такое крещение признаётся. Тщательное исследование это необходимо, поскольку человек должен креститься только один раз.
По этому поводу часто возникает вопрос, а нужно ли крестить так называемых погружённых, то есть тех, кого крестили в деревнях верующие бабушки. В таких случаях, если нет возможности, выяснить, насколько правильно была соблюдена формула крещения, необходимо пройти таинство крещения заново, а священник при этом, дабы не нарушить запрет повторного крещения,обязательно скажет: «аще не крещён есть». Если же человека крестили правильно, то он приходит на таинство крещения, но включается в совершение таинства только на стадии миропомазания, так как миром его бабушки точно не мазали.
2. Все мы мазаны одним миром
Миропомазание хотя и производится во время крещения сразу же после окунания в купель, тем не менее, является самостоятельным таинством. Во время этого таинства священник запечатлевает «печать дара Духа Святаго» через помазание новокрещённого святым миром. Миро — это благовонное масло, которое варится в последние дни Великого поста и освящается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси в Великий четверг (четверг Страстной седмицы). Затем миро разливается по сосудам и развозится по всем епархиям. Различные секты, в том числе и те, кто самочинно называет себя «православными», миро не имеют, а потому не имеют и таинства миропомазания.
После крещения и миропомазания человек начинает жизнь как бы с чистого листа: все его предыдущие прегрешения очищены «баней пакибытия», но поскольку в этом падшем мире не согрешить трудно, Церковь установила таинство покаяния, к которому крещёный человек должен прибегать как можно чаще.
3. Покаяния двери отверзи
Покаяние (исповедь). Какими бы ни были тяжкими грехи человека, Милосердный Бог может его простить при условии искреннего раскаяния. Именно искреннего, а не формального. Поводы для покаяния у человека найдутся всегда, и для этого не стоит специально грешить. Мало того, человек, согрешающий сознательно, в надежде, что Бог его за это простит во время исповеди, вряд ли это прощение получит.
В последние годы сложилась традиция, что исповедь в храмах принимается в определённое время, как правило, накануне причастия. А для того, чтобы приступить к причастию, требуется несколько дней поговеть (попоститься) и вычитать немало специальных молитв. В связи с этим в сознании новоначальных христиан сложилось убеждение, что всё это нужно делать и накануне исповеди. А поскольку выполнить установленные правила не всем под силу, многие так и не могут исповедовать накопившиеся грехи. Необходимо отметить, что покаяние — таинство самостоятельное, и человек может к нему приступить не обязательно после жёсткой подготовки в виде поста и чтения молитв. Желательно только приобщить своё желание исповедоваться ко времени, установленному в том или ином храме. Единственное условие для желающего исповедоваться — искреннее осуждение своих прегрешений и желание их не повторять. А вот для того, чтобы приступить к причастию, требуется специально подготовиться.
4. Сие есть Тело Мое
Таинство причастия. На Тайной вечере Христос, преломив хлеб и раздав его Своим ученикам, сказал: «Сие есть Тело Мое», подав же чашу с вином, сказал: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая во оставление грехов». Христос тем самым заменил кровавую жертву (иудеи на Пасху закалывали агнца — ягнёнка) жертвой бескровной. С тех пор христиане, причащаясь во время таинства причастия, принимают в себя Тело и Кровь Христову, в которые таинственным образом пресуществляются хлеб и вино во время богослужения.
В Русской Православной Церкви существует традиция приступать к таинству причастия лишь после исповеди, строго натощак (начиная с 24 часов предыдущего дня), накануне поговев минимум три дня и прочитав специальные молитвы. Младенцы до семи лет (до шести лет включительно) причащаются без исповеди. Больным людям, страдающим серьёзными заболеваниями и которые не могут обходиться без таблеток, разрешается в случае необходимости накануне причастия принять лекарство, так как лекарство едой не считается. «Погружённые» (крещёные мирянами) могут приступить к причастию только по дополнении такого крещения священником. Мирянам принято причащаться не менее пяти раз в году (во время четырёх длительных постов и в свой день Ангела), а также при особых жизненных ситуациях, например, накануне бракосочетания.
5. Брак честен и ложе нескверно
Венчание. Отметим сразу, что Церковь не признаёт законным так называемый «гражданский брак», при котором люди сожительствуют, не регистрируясь в ЗАГСе. Поэтому во избежание недоразумений к венчанию допускаются только лица, имеющие документ о регистрации брака. Такой зарегистрированный брак Церковь признаёт законным. Тем не менее Церковь напоминает, что для православных людей гражданской регистрации недостаточно и что нужно обязательно получить Божье освящение семейной жизни.
Венчание в наше время стало явлением модным, и, к сожалению, не все приступающие к нему осознают его важность и свою ответственность перед Богом и супругом, которую они берут во время венчания. Церковь же, желая быть браку честному, а супружескому ложу нескверному, просит Бога покровительствовать молодым всю их совместную жизнь. Но очень часто случается, что супруги относятся к венчанию, как к некоему магическому обряду, который должен автоматически скрепить их союз без приложения взаимных усилий. Без веры в Бога венчание в большинстве случаев становится бессмысленным. Церковный же брак бывает крепок лишь в том случае, когда супруги не забывают обещания, данные ими при венчании, и не забывают просить Бога помочь им эти обещания выполнять. И Бог всегда им поможет, так же как и тем, кто к Нему обращается при болезни во время таинства елеосвящения, или соборования.
6. Исцеление немощей душевных и телесных
Елеосвящение (соборование). Суть этого таинства точнее всего изложил апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Послание апостола Иакова, глава 5, стихи 14–15). Многие люди относятся к этому таинству с совершенно необоснованным страхом: дескать, соборование предваряет смерть. Действительно, довольно часто человека соборуют накануне смерти, тем самым очищая его от всех невольных грехов, которые он совершил в жизни и о которых по неведению или забывчивости (но не утаив специально) не покаялся на исповеди. Однако нередки случаи, когда, казалось бы, безнадёжно больные люди после таинства соборования вставали на ноги. Так что бояться этого врачующего таинства не стоит.
7. Поп — от слова папа
И последнее (не по значимости, конечно, а по количеству) таинство — это таинство священства. Православная церковь сохранила преемственность священства от апостолов, которых рукоположил Сам Христос. С первохристианских времён таинство священства (рукоположения) непрерывно передавалось в недрах Церкви вплоть до нашего времени. Поэтому в тех христианских организациях, которые периодически возникают на пустом месте и которые претендуют на то, чтобы называться Церковью, священства как такового фактически нет.
Таинство священства совершается только над лицами мужского пола, исповедующими православие, состоящими в первом браке (венчанном) или принявшими монашеские обеты. В Православной Церкви существует трёхстепенная иерархия: диаконы, священники и епископы. Диакон — это священнослужитель первой степени, который хотя и принимает участие в таинствах, но сам их не совершает. Священник (или иерей) имеет право совершать шесть таинств, кроме таинства рукоположения. Епископ — священнослужитель высшей степени, который совершает все семь церковных таинств и который имеет право передавать этот дар другим. По традиции епископом может стать только священник, принявший монашеский чин.
В отличие от католицизма, где все священники без исключения принимают целибат (обет безбрачия), в православии существует белое духовенство (женатое), и чёрное (принявшие монашеский чин). Тем не менее для белого духовенства существует требование быть единожды женатым, то есть человек, состоящий в повторном браке, не может быть священнослужителем, а священнослужитель, ставший вдовцом, не имеет права жениться второй раз. Нередко священники-вдовцы принимают монашеский чин. Монахи же, нарушившие обет безбрачия, извергаются из Церкви.
По древней традиции священнослужителей (диаконов и священников) называют отцами: отец Павел, отец Феодосий и т. д. Епископов принято называть владыками. В официальных же обращениях пишутся соответствующие титулы священнослужителей: к диакону обращаются «Ваше Боголюбие», к иерею — «Ваше Преподобие», к протоиерею (старшему священнику) — «Ваше Высокопреподобие». Высокопреподобием также титулуют игуменов и архимандритов (старших из священников монашеского чина). Если диакон или священник являются монахами, то их называют иеродиаконом и иеромонахом соответственно.
Епископы, которых также называют архиереями, могут иметь несколько административных степеней: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх. К епископу официально обращаются «Ваше Преосвященство», к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху — «Ваше Святейшество». В Православной Церкви, в отличие от Католической (где Папа Римский считается наместником Христа на земле, а потому непогрешимым), патриарх не наделён статусом непогрешимости. Наличие же в титуле патриарха слова «Святейший» относится не к нему, а к самой Церкви, одну из земных структур которой он возглавляет. Все же важнейшие церковные решения в Православной церкви принимаются соборно, то есть коллективно, так как, несмотря на наличие титулов и званий, все православные являются братьями и сёстрами во Христе и все вместе являются той самой Церковью, которая свята и непогрешима.
Ну а что касается слова «поп», которое в нынешние времена приобрело некую оскорбительно-пренебрежительную окраску, то нужно заметить, что произошло оно от греческого слова «папэс», что означает любящий отец или папа!
Источник: http://www.spas-news.ru/biblioteka/velikaya-sila-cerkovnyx-tainstv/sem-cerkovnyx-tainstv.html
Назад к списку