Храм Успения Пресвятой Богородицы - НОВОГОДНИЕ ВОПРОСЫ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Тверская епархия, Вышневолоцкое благочиние

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Авторизация

E-mail:
Пароль:

НОВОГОДНИЕ ВОПРОСЫ

Новогодние вопросы

 

Приближаются Рождественские праздники и, как всегда в это время, у верующих возникает множество вопросов. Например: как получилось, что у католиков празднуется сначала Рождество, потом Новый год, а у нас, православных, всё наоборот?

- Честно говоря, этот вопрос не к Церкви, а скорее к мирским властям. Хотя ответить на него не так уж сложно.

В 1699 году по примеру просвещённой Европы царь-реформатор Пётр 1 изменил празднование новолетия на Руси с 1-го сентября на «перваго генваря» по старому стилю (или 14-го по новому). И с этого времени на праздничной Святочной неделе, через неделю после Рождества Христова (т.е. после 25 декабря по ст. ст.), стали встречать Новый год 1 января (по ст.ст.).

После революции, с 1918 года в Советской России был введён новый стиль. Вместо старого, юлианского, в стране стал применяться исправленный григорианский календарь, хоть и менее точный, но зато европейский. Церковь же отказалась жить по новому календарю, так как его применение в богослужебной жизни противоречит церковным канонам. Вот и получилось, что теперь мы празднуем Рождество Христово не перед Новым годом, а после него.

Точнее сказать, мы-то празднуем, как и праздновали, а вот гражданский Новый год вслед за европейским «уехал» на две недели вперёд. От прежнего старостильного устроения нам остался лишь «старый Новый год» 14 января (первого по ст.ст.).


- Новый год - один из самых любимых в народе гражданских праздников. Но, в силу исторических причин, это торжество выпадает на окончание Рождественского поста, точнее, на самую строгую его седмицу. Как же быть православным? Как умудриться не согрешить, когда так хочется вновь окунуться в сказочную атмосферу любимого с детства праздника?


- Пост есть пост, и никакие гражданские мероприятия не должны его упразднять. Его (пост) можно ослабить, смягчить, но не отменить. И, конечно, тому, кто хочет достойно подготовиться к празднику Рождества Христова, просто необходимо воздерживаться. Особенно строго православные постятся на последней предрождественской седмице (то есть неделе).

Чем лучше мы попостимся, тем радостней и ярче будет праздник. Чем больше мы постараемся угодить Богу, тем больше благодати Он подаст нам и нашим близким. Тем больше счастья и радости будет в нашей жизни.


- Почему новогодняя и рождественская символика так похожи?


- Мы уже отмечали, что до революции Рождество Христово праздновалось 25 декабря (7 января по н.с.), то есть в конце уходящего года. А уж после Рождества, на праздничной Святочной неделе, 1 января по старому стилю (или 14-го по новому) встречали Новый год.

Конечно, после революции 1917 года многое изменилось в нашей стране. Изменилось и отношение к церкви. Начались гонения на веру, священнослужителей и, разумеется, на церковные праздники. В том числе и на Рождество.

Надо сказать, что символика торжества, ныне воспринимаемая нами как новогодняя, изначально являлась чисто рождественской. Именно рождественской (а отнюдь не новогодней) была ёлка. Она знаменовала вертеп - пещеру, в которой родился Богомладенец. Конечно, и звезда на ёлке никакого отношения к красноармейцам не имела. Понятно, что это Вифлеемская звезда, указавшая место рождения Сына Божия.

Рождественская ёлка всегда украшалась свечами и ангелами, в память о воспевавших младенца Христа ангелах. Под ёлочку клали подарки, как бы напоминая нам о дарах, принесённых Богомладенцу волхвами. Одним словом, это была именно рождественская мистерия, праздничность которой косвенно распространялась и на святочные новогодние дни.

Когда же вследствие гонений люди стали бояться справлять Рождество, часть его мистических функций (разумеется, в очень искажённом виде), да и сама атмосфера праздника перешли на новогоднюю ночь. Именно поэтому Новый год приобрёл тот таинственный, с детства любимый, неповторимо-сказочный, почти мистический флёр. И желания в новогоднюю ночь загадывали по аналогии со святочными гаданиями. И празднование было обставлено множеством особых новогодних «ритуалов»: шампанское в полночь, мандарины, свечи, бенгальские огни и непременная обязанность встретить Новый год в кругу семьи.

Иными словами, в атеистической, а точнее, богоборческой стране люди пытались в такой вот усечённой и искажённой форме сохранить атмосферу любимого, но гонимого праздника. В стране, где господствовал воинствующий материализм, многим людям, а уж тем более детям, так не хватало чудесного и таинственного.

Думается, что именно поэтому многим из нас, особенно людям старшего поколения, этот праздник, ставший, как и день Победы, воистину народным, так дорог.


- Говорят, что западный рождественский Санта Клаус - это на самом деле замаскированный Святитель Николай Чудотворец?


- Дело в том, что в странах Запада не было таких страшных гонений на церковь, как у нас. И поэтому западные христиане ещё не забыли Святого (в переводе Санта) Николая (Клауса) Архиепископа Мирликийского Чудотворца, и вот таким, почти детским, способом почитают его.

В народной памяти ещё не стёрся образ добрейшего Святителя, который, желая уневестить (т.е. выдать замуж) дочерей своего бедного прихожанина, тайком по ночам подбрасывал тому во двор мешочки с золотыми монетами. Поэтому на Западе Святителя Николая и изображают таким вот добрым старичком с мешочком подарков.

Справедливости ради несколько слов нужно сказать и о таком «прославленном» персонаже, как русский Дед Мороз. Отметим, что в дореволюционной православной России он никогда не занимал того места, которое занимает сейчас. Ничего мистического, а уж тем более «взаправдашнего», в нём тогда не было, и быть не могло. Мистика стала появляться только при советской власти, как эрзац, то есть подмена настоящей церковной мистерии.


- Почему бы нашей церкви не перейти на новый стиль и праздновать Рождество и Новый год с западными христианами?


- Как уже отмечалось, после календарной реформы 1918 года Церковь отказалась жить по новому стилю, так как его применение в богослужебной жизни противоречит церковным канонам. Дело в том, что как раз этих двух недель (т.е. разницы между старым и новым стилем) часто и не хватает для полноценного богослужебного цикла. Так, если бы церковь жила по григорианскому календарю, то в некоторые годы полностью пропадал бы святой Петровский пост. Следовательно, в какие-то годы было бы четыре больших поста, а в некоторые - всего три, что, согласитесь более чем странно.

Конечно, многое мы позабыли, а многого и не знали вовсе. Забыли, а, может, и не знали, что именно в Рождество, а не на Новый год, детям клали подарки под ёлку. Рождественские подарки. Забыли, что рождественский пост - это наша подготовка к светлому празднику Рождества Христова, а не формальное неядение мяса. Мы не умеем, или не желаем, поститься и молиться. Мы забыли, как это делается.

А после первоянварских забав, фейерверков и шутих нам, честно говоря, уже и не хочется ничего праздновать. Мы так устаём от новогодних гуляний (подумать только, целых десять дней!), что на Рождество сил уже не остаётся. Какие там Святки? Какая молитва? Да и как тут помолишься, когда на улице гремят салюты и надрываются автомобильные сигнализации, соседи «гуляют» во всю, а по телевизору сплошные смехопанорамы и старые песни о пустом.

Ну, а если серьёзно, тому, кто хочет достойно подготовиться к празднику Христова Рождества, придётся воздержаться и от праздничной трапезы, и от весёлого времяпрепровождения. Особенно строго православные говеют после Нового года, на последней предрождественской неделе. Пост есть пост, и никакие праздники и фейерверки не могут его отменить.

От всей души поздравляем читателей с новолетием и светлым Рождеством Христовым. Желаем всем в будущем году здоровья, радости о Господе и духовного возрастания от силы в силу. Пусть Рождество станет для нас и наших детей тем самым настоящим, таинственным и желанным зимним праздником. Праздником начала новой жизни, исполнения желаний и прикосновения к чуду.


Прот. Владимир Гуркало.





Назад к списку