Храм Успения Пресвятой Богородицы - ПАСХАЛЬНОЕ ЧУДО
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Тверская епархия, Вышневолоцкое благочиние

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Авторизация

E-mail:
Пароль:

ПАСХАЛЬНОЕ ЧУДО

Пасхальное чудо.

 

Господь знает - нам очень  нужно подкрепление в вере. Нам, маловерным, необходимо постоянное подтверждение реальности духовного мира, твердой уверенности в том, что выбранный нами путь верен, а церковь - истинна. Зная это, Он по великой Своей милости дарует нам удивительное Чудо – нерукотворный Благодатный Огонь.

 

Люди, не очень хорошо знакомые с церковной историей и не особо разбирающиеся во взаимоотношениях Церкви и инославных исповеданий, часто спрашивают: «Существуют ли некие критерии, по которым можно узнать, какая вера ближе к Богу? Нет ли каких-то особых чудесных свидетельств, подтверждающих истинность или ложность церковной жизни? Почему православные только свою церковь почитают истинной, разве у них имеются какие-то особые доказательства и знамения»?

Одним из таких несомненных свидетельств в течение вот уже 15 веков является чудо схождения Благодатного Огня. Каждый год, накануне православной Пасхи (а известно, что православные и инославные отмечают Пасху в разные дни), в Великую Субботу в иерусалимской пещере, где был погребен Христос, чудесным образом загорается нерукотворный Благодатный Огонь. Письменные свидетельства об этом чуде восходят к IV веку, то есть ко времени построения над Гробом Господним  Иерусалимского храма Воскресения.

Так вот, право получения Благодатного Огня принадлежит только Православному Патриарху. И хотя католики и другие инославные пытались получить Благодатный Огонь, но совершенно безуспешно. Так, например, в 1579 году, когда Иерусалимом владела османская империя, армяне подкупили турок, чтобы те в Великую Субботу впустили в храм Гроба Господня только их, а остальные верующие вынуждены были томиться у врат храма. Но Христос не явился к лукавым, решившим, что всё можно купить. В тот час, когда Огонь обычно появлялся в часовне Гроба, с громким треском лопнула колонна у входа в храм: Благодатное пламя вышло из неё ко стоящим во главе с тогдашним Православным Иерусалимским Патриархом христианам.

С католиками в этом вопросе дело обстоит очень просто. Почему при иерусалимском короле Болдуине они признавали Огонь? Да потому, что в те времена они (католики), как и мы сейчас, пользовались Юлианским календарем и встречали Пасху вместе с православными. Лишь с 1582 года Римская церковь перешла на Григорианский календарь (тот самый, которым мы с 1918 года пользуемся в светской жизни - так называемый новый стиль), и стала праздновать Пасху в разные с нами дни.

 Но Господь Иисус Христос по-прежнему являет нам чудо Благодатного Огня именно в Великую Субботу перед православной Пасхой (т. е. по старому стилю). Католики обижаются на Господа и с 1582 года считают Благодатный Огонь фокусом.

Надо отметить, что протестанты в своем удалении от жизни Церкви пошли еще дальше. Они не только отрицают чудо Благодатного Огня, но не признают и сам храм Воскресения Христова. В 1867 году археологи обнаружили некое захоронение за пределами Старого Иерусалима напротив Дамасских ворот. Было замечено, что пещера расположена у подножия холма, отдаленно напоминающего человеческий череп, и на этом основании английский генерал Гордон объявил, что это и есть настоящее место Распятия и погребения Иисуса Христа. С тех пор она так и называется – не Голгофа Господня, а Голгофа Гордона. В 1910 году англичане открыли здесь огромный собор святого Георгия Победоносца. Протестанты предпочитают здесь, около своей особенной Голгофы, праздновать свою Пасху.

К сожалению, в настоящее время инославные, по своему маловерию, почти не принимают участия в этом дивном торжестве Веры Христовой - схождении Благодатного Огня. Мало того, каждый раз, являясь свидетелями этого события, они, по своей гордости, категорически отрицают сверхъестественное происхождение чудесного явления.

Тут невольно вспоминается случай из нашего недавнего советского прошлого. Как-то в 70-е годы, в один из праздников Пресвятой Богородицы, в небе над Троице-Сергиевой Лаврой появилось знамение иконы Божьей Матери. Насельники Лавры с ужасом и благоговением взирали на происходящее, а милиционеры из охраны лаврских музеев, покуривая, обсуждали между собой происходящее: «Вот дают попы, и где это они такой мощный проектор достали»? Да, воистину, верно реченное: «…огрубело сердце людей сих, ... очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Исаия, 6, 9-10).

 Здесь следует заметить, что событие появления Благодатного Огня на Гробе Господнем всегда находится под строжайшим надзором израильских гражданских властей (так же, как раньше турецких). В Великую Пятницу в храме Воскресения Христова под контролем полиции тушатся все огни. Помещение Гроба Господня тщательно осматривается, и вход в него опечатывается. В субботу, прямо у дверей Кувуклии (т.е. Гроба Господня), Иерусалимского Патриарха разоблачают, оставляя его в одном подризнике, затем осматривают с головы до ног - нет ли при нем чего-либо воспламеняющего.

 После этого с врат Пещеры снимают печать, и Патриарх  один входит внутрь. Преклонив колени перед Гробом, он молит Господа о ниспослании  Святого огня.

 Каково же ликование верующих, когда, наконец, в отверстиях с двух сторон Пещеры вспыхивает яркий, радостный свет. Предстоятель выходит из Гробницы с двумя пучками  пылающих нерукотворным Священным огнём свечей.

 Храм и окрестности взрываются восторженным разноязычным вскриком ликующей 30-тысячной толпы. Люди поют, кричат, огонь моментально передаётся от одного пучка к другому, и через несколько минут – уже весь храм в огнях. В течение первых 10-15 минут Благодатный Огонь совершенно не обжигает. Им омывают руки, лица, бороды, многие даже как бы пьют его. И хотя через некоторое время  огонь приобретает естественные свойства, тем не менее, радость не уменьшается и ликование продолжается.

Состояние высочайшего духовного подъема, переживание ощутимого присутствия Божия охватывает молящихся. Всюду видны счастливые лица, кажется, что и сами сердца присутствующих зажигаются Священным Огнём.

Это чудо даровано от Господа Его Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви. Ни католикам, ни баптистам, ни иеговистам, никаким другим еретикам и сектантам таких свидетельств не дано. Это знамение даровано нам не потому, что мы лучше или «святее», но потому, что Бог праведен и этим чудом свидетельствует об истинности Своей Церкви. Он одаривает Свою Православную Церковь, потому что она - «...столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).

 

 

 

2019 г., Пасха.                                              Протоиерей Владимир Гуркало.


Назад к списку